Шины для гоночных автомобилей
29 февраля 2016 г.
У шин предназначенных для использования в гоночных автомобилях все параметры и пропорции резко отличаются от обычных. Отношение высоты профиля шины к ширине снизилось с 0,6 до 0,3, как показано на рисунке 1.
Рис. 1. Эволюция ширины шин гоночных автомобилей
Размеры шин в 1965 г. (5,00М-15), 1968 г. (5,50-13,60-15), 1972 г. (13,1-24,0-13).
Для протектора применяют более мягкую резиновую смесь, причем протектор гоночных шин, предназначенных для сухой дороги, не имеет рисунка; имеется лишь несколько неглубоких коротких лунок для определения износа протектора. Сцепление шины обеспечивается ее «прилипанием» к дороге.
На рисунке 2 показан резкий рост боковых нагрузок в зависимости от бокового увода; для гоночных автомобилей с 1962 г. (штриховая линия) до 1970 г. (кривая а); 1972 г. (кривая б) и 1973 г. (кривая в).
Рис. 2. Зависимость центростремительной силы от бокового увода δ шин гоночных автомобилей
а — шина 12,5-26,0-16, 1970 г.; б — шина 13,5-24,0-15, 1972 г.; в — шина 14,0-24,0-13, 1973 г.;
с — шина 6,00-15, 1962 г.
Боковую силу выражают в единицах земного ускорения g; она достигает 1,7g при боковом уводе 8°.
Величина сопротивления качению сильно зависит от давления в шинах. На рисунке 3 эта зависимость показана для различных скоростей автомобиля.
Рис. 3. Зависимость сопротивления качению от давления воздуха в шинах и скорости
Видно, что для снижения потерь следует иметь более высокое давление в шинах. При движении автомобиля слабонакачанные шины настолько сильно нагреваются, что иногда это даже приводит к отслоению протектора от корда. Стоит отделиться незначительной части протектора, как резко нарушается равновесие в шине, в результате чего возникает сильная вибрация. Влияние давления воздуха на температуру шины показано на рисунке 4.
Рис. 4. Зависимость температуры нагрева шины от скорости и давления воздуха в шинах
Шина 7,50-14, нагрузка 494 кг.
Для шин гоночных автомобилей очень большую роль играет качество резины протектора. При правильном выборе состава резины удается улучшить время гонки на 2% на каждое колесо.
К сожалению, обычные резины, пригодные для сухой дороги, небезопасны на мокрой дороге.
Как уже было сказано, гладкие шины, не имеющие рисунка на протекторе и изготовленные из резины с правильно подобранной рецептурой, имеют минимальное сопротивление качению и передают к поверхности дороги наибольшую силу тяги. Однако это справедливо только для сухой дороги. На мокрой дороге необходимо отвести воду с большой зоны контакта шины с дорогой для того, чтобы вода не образовывала непрерывного слоя, по которому шина способна скользить без сопротивления. Если при проведении автогонок начался дождь, необходимо гладкие шины заменить на шины с соответствующим рисунком протектора.
Для очень широких шин требуется радикальное изменение конструкции колеса, как видно на примере автомобиля Порше 917 (рисунок 5).
Рис. 5. Подвеска заднего колеса гоночного автомобиля Порше 917
При этом необходимо учитывать, что доступ воздуха для охлаждения тормозов резко ограничен, поскольку они утоплены в ступице.
Еще об устройстве, ремонте, обслуживании и эксплуатации автомототехники
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |
Другие материалы об автомобильных шинах на сайте: | |
---|---|
Всесезонные шины — преимущества и недостатки | |
Камерные и бескамерные шины. Преимущества бескамерных шин | |
Приспособление для разбортовки колеса своими руками |