Автомобили высокой проходимости (вездеходы)
Автомобили высокой проходимости (вездеходы) могут эксплуатироваться на обычных дорогах, но они предназначены и для передвижения по бездорожью. Они могут применяться не только для отдыха (точнее сказать — не столько для отдыха), но и выполнять очень важные функции в армии, в сельском хозяйстве, при освоении малодоступных областей и т. д. Для улучшения их динамических свойств на них чаше всего применяется полноприводная схема. Это позволяет преодолевать крутые подъемы, однако если трансмиссия имеет большой диапазон передаточных отношений, то это накладывает особые требования на устройства изменения передаточного отношения, которые должны удваивать или даже утраивать количество ступеней коробки передач.
Для езды по пересеченной местности очень удобен гидродинамический преобразователь крутящего момента, который значительно упрощает управление автомобилем. При движении по пересеченной местности все внимание водителя должно быть направлено на дорогу, так что процесс управления автомобилем должен быть как можно проще.
В автомобилях, предназначенных для движения по пересеченной местности (особенно через свободно лежащие камни и корни деревьев), требуется большой дорожный просвет. В этом случае основным препятствием увеличения дорожного просвета является картер главной передачи даже при достаточно большом диаметре шин. Увеличить дорожный просвет удается применением постоянной передачи в колесах; о достоинствах такой схемы уже говорилось. Самостоятельный привод на каждое колесо с помощью гидромуфты или электродвигателя дает еще больше возможностей в этом отношении.
Большие неровности отдельных участков местности требуют больших вертикальных перемещений колес автомобиля. Такие автомобили требуют специальной системы подвески колес, которая бы допускала эти перемещения, причем таким образом, чтобы угол наклона колес при этом не слишком изменялся и не был ограничен ведущей осью колеса. У многих автомобилей высокой проходимости вертикальный рабочий ход колеса достигает 20 см. Такие автомобили должны также быть оснащены мощными гасителями колебаний, иногда даже сдвоенными.
На рисунке 1 изображено шасси небольшого вездехода Стейер Хафлингер.
Рис. 1. Шасси вездехода Стейер Хафлингер
Центральная труба в значительной степени разгружает кузов от скручивающих нагрузок. В труднодоступные районы этот автомобиль доставляют в разобранном на три части виде. Редуктор в колесах позволяет существенно увеличить дорожный просвет. Для автомобилей высокой проходимости очень важное значение имеет давление в зоне контакта шин с землей, которое не должно превышать 0,3 МПа (3 кгс/см²), но на мягком грунте и при этом давлении колесо погружается в почву и испытывает большое сопротивление. Поэтому желательно более низкое давление порядка 0,1-0,05 МПа (1,0-0,5 кгс/см²). Автомобили, предназначенные для движения по мягкому грунту, оснащены специальными устройствами для изменения давления в шинах в процессе движения. На топких участках давление в шинах снижают, увеличивая площадь соприкосновения шины с дорогой, и колеса не вязнут. После выхода на твердую почву давление в шинах увеличивают, чтобы они не перегревались, а также для снижения сопротивления качению.
Рис. 2. Габаритный чертеж автомобиля высокой проходимости Стейер Хафлингер
Вездеходы способны преодолевать подъемы до 60°, а в благоприятных условиях — до 100°. Для того чтобы выступающие части автомобиля не препятствовали въезду с горизонтального участка на подъем, габаритные углы въезда и выезда автомобиля должны быть не менее 40-45° (рис. 2).
При преодолении особенно трудных участков местности необходимо учитывать возможность глубокого увязания автомобиля. Поэтому пол вездехода должен быть гладким снизу, и автомобиль должен быть оснащен специальной лебедкой. В крайнем случае, достаточно лебедки в виде небольших барабанов, установленных на ступицах колес.
В болоте автомобили повышенной проходимости вязнут и при очень низком давлении в шинах. Для преодоления заболоченных участков вокруг всего кузова автомобиля иногда устанавливают фартук, под который вентилятором нагнетают воздух, этот воздух облегчает автомобиль или даже полностью поднимает его, как на воздушной подушке. Если автомобиль облегчен, его движение и управление осуществляется, как обычно, колесами.
В качестве вездеходов очень выгодны многоосные автомобили, имеющие увеличенное число точек опоры. Подвешивание крайних пар осей на общем коромысле обеспечивает касание колес земли при переезде через поперечные препятствия. При такой схеме предпочтительно иметь раздельный привод на все колеса. Шарнирное соединение обоих узлов обеспечивает касание колесами земли при скручивании автомобиля вокруг продольной оси.
Описания и технические характеристики других автомобилей
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |
Похожие материалы на сайте: | |
---|---|
Как сделать аэросани — конструкция и чертежи | |
Самодельный гусеничный мотоцикл-вездеход | |
Финские сани с мотором своими руками | |