Несущий металлический кузов автомобиля — устройство и конструкция
Конструктивная прежняя схема автомобиля с рамой вытесняется более современной схемой, при которой кузов является несущим элементом автомобиля. Этим снижается масса автомобиля и расходы на его производство. Поэтому в настоящее время такая схема используется во всех моделях массового производства. Преимущество рамного шасси, на котором можно установить различные кузова, практически не проявляется в массовом производстве, особенно если оно происходит на нескольких параллельных конвейерных линиях. Кроме того, конструктивная жесткость пассажирского салона автомобиля с несущим кузовом обеспечивает хорошую защиту пассажиров в случае аварии. Ремонт потерпевшего аварию автомобиля с несущим кузовом, однако, более дорог и трудоемок.
Пример конструкции несущего кузова показан на рис. 1 (автомобиль Фиат 600).
Рис. 1. Несущий кузов автомобиля Фиат 600
После демонтажа задней поперечины кузова можно снять весь силовой агрегат. Передний мост также закреплен непосредственно на кузове. Выше был упомянут метод монтажа осей колес на вспомогательной раме, которую затем с помощью резиновых блоков крепят к кузову. Это улучшает звукоизоляцию салона, упрощает монтаж осей на конвейере и ремонт автомобиля.
Кузова автомобилей Шкода отличаются хорошей ремонтоспособностью, поскольку они имеют съемные наружные панели. Как показано на рис. 2, передний и задний бамперы съемные и легкозаменяемые узлы, упрощающие текущий ремонт кузова автомобиля. Эти детали не являются несущими, и в дальнейшем их можно будет заменить деталями из слоистых пластиков.
Рис. 2. Съемные панели несущего кузова автомобиля Шкода 1000 MB упрощают ремонт
Слоистые пластики имеют малую массу и обладают упругими и антикоррозионными свойствами. Для их окраски можно вводить цветные пигменты непосредственно в рецептуру, так что для устранения небольших царапин достаточно лишь заполировать поврежденное место. Эти явные достоинства приводят к все более широкому применению слоистых пластиков для кузовов и прежде всего спортивных моделей автомобилей.
В массовом производстве слоистые пластики нетехнологичны, так как укладка отдельных слоев требует большого ручного труда, процесс сушки очень длителен. Поэтому слоистые пластики применяются главным образом в мелкосерийном производстве. До сих пор детали из слоистых пластиков, как правило, дороже металлических и этот материал используется главным образом для деталей сложной формы, для которых требуется дорогостоящая оснастка. Детали из слоистых пластиков легко соединить с металлическими (например, петли дверей), вставляемыми в пластик при формовке. Слоистые пластики успешно применяются для изготовления бамперов грузовых автомобилей, топливных баков и т. д.
Рис. 3. Способ производства кузова из пластических материалов
Доля пластмасс в производстве автомобилей постоянно растет, причем эта тенденция, несомненно, сохранится и в будущем. Особенно перспективны слоистые пластики для решения проблемы коррозии кузовов. Однако до сих пор не решена проблема разработки дешевых методов производства несущих кузовов из пластмасс. В последнее время интенсивно работают над «сэндвичевыми» (многослойными) конструкциями, у которых наружные слои представляют собой слоистый пластик, а между ними имеется наполнитель из пенистых пластиков. Такие кузова имеют необходимую прочность и могут быть несущими. При этом необходимо иметь в виду, что весь элемент пластикового кузова должен быть отформован за один технологический цикл, а пространство между слоями полностью заполнено пенистой массой (рис. 3).
Еще об устройстве, ремонте, обслуживании и эксплуатации автомототехники
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |