Автомобили ЗАЗ: «Таврия» и «Славута»
Автомобили ЗАЗ — «Запорожец»: от «Таврии» до «Славуты».
Описание, технические характеристики, история создания автомобилей «Таврия» и «Славута»
Переднеприводные автомобили Запорожского автозавода
Предок современных «Таврий» и «Славут» — ЗАЗ-965A по кличке «горбатый» — самый дешевый и самый популярный советский автомобиль. |
Знаете ли вы, что первым отечественным автомобилем, ставшим героем тысяч анекдотов, стала легендарная микролитражка, созданная на Запорожском автозаводе?
Если наскоро «перелистать» увесистый том полного собрания произведений из устного творчества советского народа, то одна из его наиболее значительных глав наверняка будет озаглавлена — «Анекдоты о «Запорожце».
И в этом — признак небывалой популярности этой машины у советского человека, которая со временем перешла от «горбатого» ЗАЗ-965 и «ушастого» ЗАЗ-966 к переднеприводным автомобилям, первым из которых стал ЗАЗ-1102 «Таврия».
Хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия»
Проектирование на ЗАЗе автомобиля с передним приводом началось еще в 1970 году. Десятки вариантов перебрали конструкторы, прежде чем решили остановиться на единственной компоновке машины — с трехдверным кузовом типа хэтчбек и с поперечно расположенным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения. Следует заметить, что точно такая же компоновка стала основной и при проектировании переднеприводной «восьмерки» на Волжском автозаводе.
Компоновка автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия». |
Машина оказалась достаточно интересной. Трехдверный кузов получился вполне прочным, жестким и достаточно легким, багажник — вместительным (250 л), а если сложить вперед заднее сиденье, то объем его увеличивался до 700 л, что даже больше, чем у ВАЗ-2108!
Схема автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия». |
Под капотом автомобиля помимо двигателя с обслуживающими его агрегатами конструкторы разместили также и запасное колесо. От этого багажник стал более вместительным, однако, по нынешним меркам, такое расположение «запаски» несколько снижает уровень пассивной безопасности автомобиля, который у «Таврии» и так не слишком велик.
Двигатель МеМЗ-245 (рабочий объем 1,091 л, мощность 53 л. с.). |
В отличие от всех «запорожцев», которые имели четырехцилиндровые V-образные моторы воздушного охлаждения, «Таврию» оснастили двигателем МеМЗ-245 — рядной «четверкой» жидкостного охлаждения с верхним расположением распределительного вала, ее рабочий объем составил 1,091 л, а мощность — 48 л. с. Двигатель расположен в моторном отсеке, в передней части кузова, поперечно, с наклоном назад в 10 градусов. Конструктивно мотор увязан в компактный силовой агрегат, в который еще входят механизм сцепления, коробка передач и главная передача. Приводы распредвала и насоса системы охлаждения производятся плоскозубчатым ремнем.
Сцепление сухое, однодисковое, с упругим ведомым диском, снабженным гасителем крутильных колебаний и с диафрагменной нажимной пружиной. Привод управления сцеплением от педали к вилке — тросовый.
Коробка переключения передач — механическая, пятиступенчатая, причем четвертая и пятая передачи — ускоряющие КПП выполнена в одном картере с главной передачей. Картер коробки отлит из магниевого сплава и имеет наружное оребрение, повышающее его жесткость.
Главная передача состоит из пары цилиндрических косозубых шестерен. Коробка дифференциала литая, чугунная. Привод передних колес осуществляется двумя шарнирными валами, каждый из которых представляет собой узел, состоящий из двух шарниров равных угловых скоростей — наружного и внутреннего.
Передняя подвеска у «Таврии» — классическая для автомобилей такого типа независимая, типа McPherson («качающаяся свеча») с амортизационными стойками, на каждой из которых установлена пружина и буфер сжатия, являющиеся упругими элементами подвески. Кстати, эта подвеска в свое время стала основной почти для всех переднеприводных автомобилей, разрабатываемых советским автопромом.
|
|
Задняя подвеска — полузависимая, рычажная, со связующей поперечиной, изготовленной в виде балки из низколегированной стали, которая ко всему является стабилизатором поперечной устойчивости при движении автомобиля. К балке приварены кронштейны, с помощью которых подвеска шарнирно, с помощью сайлент-блоков крепится к кузову. Гидравлические амортизаторы — двустороннего действия телескопического типа — устроены они практически так же, как амортизаторы передней подвески.
В конструкции машины использовано немало нетрадиционных решений. Одним из главных является устройство ступичных узлов, в которых применяются бездисковые колеса, что позволило уменьшить так называемые неподрессоренные массы.
Сами же колеса состоят из штампованных колец и приваренных к ним ободов с посадочным диаметром в 13 дюймов (330 мм). Каждое из колес крепится тремя шпильками с использованием трех гаек с коническими опорными поверхностями: передние — к ступицам и задние — к тормозному барабану.
Снижению неподрессоренной массы способствует также оригинальная конструкция передних дисковых тормозов, имеющих диск-кольцо с внутренним обхватом тормозной скобой. Тормоза задних колес — барабанные.
Комбинация приборов автомобиля Таврия: 1 — спидометр; 2 — контрольная лампа дальнего света; 3 — контрольная лампа неисправности тормозной системы; 4 — лампа-повторитель указателей поворота; 5 — указатель уровня топлива; 6 — термометр системы охлаждения; 7 — контрольная лампа аккумулятора; 8 — контрольная лампа аварийного давления масла. |
Рулевой механизм — реечного типа, обладающий повышенной надежностью и способствующий хорошему восприятию дороги водителем.
Система зажигания двигателя батарейная, бесконтактная, номинальное напряжение 12 В. Состоит она из датчика-распределителя, коммутатора, катушки, свечей зажигания и высоковольтных соединительных проводов. Цепь питания первичной обмотки катушки прерывается с помощью электронного коммутатора, управляемого электронным микропереключателем в датчике-распределителе зажигания.
Эргономика водительского места — на уровне современных автомобилей такого класса, а дизайн приборной панели хотя и предельно упрощен, но вполне удобен для обозрения водителем.
Органы управления и контрольно-измерительные приборы автомобиля ЗАЗ-1102 Таврия: 1 — переключатель света фар; 2 — переключатель указателей поворота; 3 — противосолнечный козырек; 4 — комбинация приборов; 5 — звуковой сигнал; 6 — управление стеклоочистителем и омывателем стекла; 7 — зеркало; 8 — рулевое колесо; 9, 11 — регуляторы жалюзи дефлектора; 10 — магнитола; 12 — управление краном отопителя; 13 — пепельница; 14 — перчаточный ящик; 15 — рычаг КПП; 16 — воздухораспределитель отопителя; 17 — стояночный тормоз; 18 — педаль газа; 19 — управление вентилятором отопителя; 20 — включатель наружного освещения; 21 — педаль тормоза; 22 — управление воздушной заслонкой карбюратора (подсос); 23 — разъем подключения лампы-переноски; 24 — педаль сцепления; 25 — рукоятка защелки капота; 26 — замок зажигания; 27 — кнопка аварийной сигнализации. |
И на трассе, и на городских улицах машина ведет себя неплохо. Небольшие габариты, хорошая обзорность и вполне приличные маневренность и приемистость позволяют водителю чувствовать себя на равных с владельцами других автомобилей, а хорошая устойчивость «Таврии» и большой диапазон регулировок передних сидений позволяют ему за один прием без утомления преодолевать значительные расстояния по загородным шоссе.
Благодаря ведущим передним колесам у «Таврии» достаточно высокая курсовая устойчивость и неплохие характеристики управляемости — даже на скользких дорогах.
Одним из главных элементов активной безопасности машины является двухконтурный привод тормозов с диагональной схемой трубопроводов. Пассивная же безопасность обеспечивается конструкцией кузова, благодаря которой при аварии поглощается энергия удара и сохраняется заданное пространство в салоне. Кроме того, автомобиль оборудован инерционными ремнями безопасности, мягкой обивкой стоек кузова, энергоемкими бамперами из ударопрочного модифицированного полипропилена, травмобезопасной рулевой колонкой и ветровым стеклом из трехслойного триплекса.
Интересно, что «Таврия» унаследовала от «запорожцев» вполне приличную проходимость — она неплохо ведет себя на проселке благодаря большому клиренсу, небольшим свесам и гладкому днищу.
При движении «Таврии» по загородным трассам двигатель расходует лишь 4,8 л топлива на 100 км (при 90 км/ч), а на городских улицах — 7,2 л. Кстати, максимальная скорость «Таврии» составляет 132 км/ч, а время разгона машины до скорости 100 км/ч — 24 с.
Технические характеристики автомобилей «Таврия» и «Славутa» | ||
---|---|---|
Модификация | ЗАЗ-1102 «Таврия» | ЗАЗ-1103 «Славута» |
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
Длина, мм | 3708 | 3980 |
Ширина, мм | 1554 | 1578 |
Высота, мм | 1410 | 1425 |
База, мм | 2320 | 2320 |
Колея спереди, мм | 1314 | 1314 |
Колея сзади, мм | 1290 | 1290 |
Снаряженная масса, кг | 770 | 790 |
Объем багажника, л | 240 | 300 |
Рабочий объем двигателя, л | 1,091 | 1,299 |
Максимальная мощность, л. с. | 53 | 53 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 150 |
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с | 20 | 17,1 |
Расход топлива, л/км: | ||
— городской цикл | 5,2 | 5,5 |
— загородный цикл | 7,3 | 7,5 |
Серийный выпуск модели ЗАЗ-1102 начался в 1987 году, а через шесть лет завод освоил еще одну модификацию машины, получившую название ЗАЗ-1105 «Таврия» (в дальнейшем она была переименована в «Дану»). Пятидверный автомобиль с кузовом типа «универсал» имел тот же силовой агрегат и ту же ходовую часть.
Универсал ЗАЗ-1105 «Таврия» («Дана»). |
Автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута»
Серийное производство следующей ипостаси «Таврии» — хэтчбека ЗАЗ-1103 «Славута», сконструированного с участием специалистов корейской компании Daewoo, — началось в 1997 году. Машина хотя и получила новый 1,3-литровый двигатель мощностью 63 л. с., однако конструкция ее по сравнению с ЗАЗ-1102 изменилась не слишком сильно. Правда, в отличие от «Таврии», в стандартную комплектацию автомобиля модификации «люкс» (ЗАЗ-110308-01 «Славута») входят вакуумный усилитель тормозов, центральный замок, передние электростеклоподъемники, обогрев заднего стекла, магнитола и четыре динамика, а также воздуховод для обогрева ног задних пассажиров.
В профиль машину можно принять за седан, однако сзади находится не крышка багажника, а пятая дверь, так что формально «Славута» все же является хэтчбеком (иногда такие кузова-гибриды называют лифтбеком).
Схема автомобиля ЗАЗ-103 «Славута». |
Вместимость салона по сравнению с «Таврией» не изменилась — четырем взрослым в «Славуте» также тесновато, но в варианте «2+2» (двое взрослых и двое детей) машина достаточно комфортабельна.
Передняя часть салона автомобиля «Славута». |
Панель приборов почти не изменилась и показания спидометра читаются по-прежнему легко. Однако водителю все-таки не хватает тахометра. Правда, радует появление так называемого эконометра, позволяющего выбирать наиболее экономичный темп движения.
Багажник «Славуты». |
Передаточные числа КПП подобраны неплохо, что позволяет машине разгоняться до «сотни» за 17,1 с.
Под капотом «Славуты» размещаются и двигатель, и запасное колесо. |
Интересно, что уже после 80 км/ч машина «просит» включить пятую передачу. Что же касается максимальной скорости, то, по утверждениям испытателей, двигаться на заявленных заводом 150 км/ч лучше не следует — уже при 145 км/ч легкая машина начинает буквально скользить над дорогой. Так что максимум, который можно себе позволить на приличной трассе, — это 120 км/ч. Именно на этой скорости стрелка эконометра указывает на оптимальный расход топлива — около 6,5 л/100 км.
Если перед читателем встанет вопрос о приобретении «Славуты», то, как утверждают знатоки, здесь нужно крепко подумать. Дело в том, что машина эта была сконструирована весьма неплохо, но вот сборка... После пробега в 1500 км после приобретения автомобиля владельцу придется провести ТО-1 — машине необходимы протяжка ходовой части, головки блока цилиндров, регулировка клапанов, замена масла в моторе и коробке передач и замена воздушного и масляного фильтров — все это будет стоить покупателю недешево. Однако в дальнейшем ремонтные работы для сколько-нибудь технически подкованного автолюбителя не окажутся излишне сложными — машина весьма проста и ремонтопригодна. Вот разве что запчасти отыскать в российских магазинах достаточно трудно. Впрочем, цены «Славуты» и вазовской классики вполне сопоставимы, а ЗАЗ-1103 по сравнению с ВАЗ-2105 выглядит не в пример современнее.
Автор: И. Евстратов, 2008 г.
Описания и технические характеристики других автомобилей
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |
Еще описания и технические характеристики автомобилей: | |
---|---|
• | Автомобиль «Волга» ГАЗ-24 |
• | Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» |
• | Автомобиль «Москвич-408» |