Противоблокировочные устройства тормозной системы автомобиля

Как только при торможении колеса автомобиля заблокируются тормоза, управление автомобилем становится невозможным, что повышает опасность езды. Однако для быстрой остановки автомобиля необходимо, чтобы интенсивность торможения была на грани заноса автомобиля. Автоматическое регулирование интенсивности торможения в зависимости от нагрузки на оси автомобиля позволяет существенно снизить тормозной путь. Однако, если при этом одна сторона автомобиля находится на шероховатой поверхности, а другая на скользкой, то интенсивность торможения определяется проскальзыванием колеса автомобиля на скользкой поверхности. При аварийном торможении нужно считаться с тем, что водитель резко и полностью нажимает на педаль тормоза, тем самым не только удлиняя тормозной путь, но и приводя автомобиль с заблокированными колесами в неуправляемое состояние.

Для обеспечения безопасности при экстренном торможении автомобиля в опасной ситуации применяется противоблокирующее устройство (антиблок). Такое устройство предусматривает наличие на каждом колесе датчика частоты вращения, сигналы от которых в виде электрических импульсов поступают в электронное счетно-решающее устройство. Если отрицательное ускорение колеса превышает допустимую величину, счетно-решающее устройство вырабатывает сигнал, подаваемый к исполнительному механизму соответствующего колеса, которое обеспечивает такое давление в тормозном цилиндре, чтобы колесо имело оптимальную интенсивность торможения.

Разрез такого исполнительного механизма показан на рис. 1.

Рис. 1. Принцип действия модулятора противоблокировочного устройства

Противоблокировочные устройства тормозной системы автомобиля

Когда колесо начинает пробуксовывать, срабатывает электромагнитный клапан 5, ограничивая поступление масла от главного тормозного цилиндра. Одновременно срабатывают электромагнитные клапаны 3, которые регулируют давление масла в тормозных цилиндрах колес, поддерживая его на оптимальном уровне. При этом открывается клапан, впускающий в механизм масло из аккумулятора давления; масло поднимает поршень 1, что приводит к увеличению объема камеры под поршнем 2, в результате чего давление в тормозном цилиндре снижается.

Как только проскальзывание колеса прекратится и оно начнет вращаться, закрывается клапан, подающий масло в полость 4; масло через сливной клапан вытекает в бачок; пружина вдавливает поршень 1 вниз, давление в тормозном цилиндре колеса повышается. Проскальзывание колеса снова начинает возрастать, к все повторяется сначала. Скорость регулирования составляет 10-20 импульсов в секунду, поэтому регулирование происходит практически совершенно плавно. Электронное устройство Огматава с помощью датчика частоты вращения определяет качество дороги под каждым колесом и в зависимости от этого определяет оптимальную интенсивность торможения. В некоторых случаях поршень исполнительного механизма оснащают масляным гасителем колебаний.

На рис. 2 дана кривая изменения характера торможения такого устройства.

Рис. 2. Процесс торможения противозаносных тормозов

Процесс торможения противозаносных тормозов

Верхняя кривая показывает снижающуюся скорость автомобиля при торможении; непосредственно под ней нанесена кривая изменения скорости обода колеса. Штриховой линией обозначено проскальзывание, отвечающее максимальной интенсивности торможения (приблизительно 15%). Как только это проскальзывание прекращается, датчик частоты вращения подает масло в тормозной цилиндр, как показано на кривой 2. Нижняя кривая 3 характеризует отрицательное и положительное ускорения колеса автомобиля.

Противоблокирующее устройство позволяет осуществить быстрое торможение автомобиля и на скользкой дороге, причем поскольку колеса продолжают вращаться, автомобиль остается управляемым. Устройство должно работать абсолютно надежно; в случае выхода его из строя должна включаться обычная тормозная система, а водитель должен быть достаточно квалифицированным и внимательным, чтобы обнаружить отказ антиблокировочного устройства, о чем свидетельствует сигнальная лампа на панели приборов.

В раздел «Автосервис — устройство, ремонт, обслуживание и эксплуатация автомототехники»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: