Автомобили-снегоходы и мотонарты — общие сведения

На рис. 1 изображен автомобиль-снегоход Ратрак SW, предназначенный для подготовки лыжных трасс. Привлекает внимание ширина гусениц машины, обеспечивающих удельное давление порядка 0,003 МПа (0,03 кгс/см²). Пневматические шины, служащие поддерживающими катками, располагаются посередине гусениц. Ведущее колесо, выполненное из мягкой резины, установлено сзади и зацепляется с поперечными стержнями, закрепленными изнутри на ленте гусениц. Двигатель производства фирмы Форд, установленный на машине, имеет мощность 115 л. с. при 3800 об/мин, позволяет развивать скорость до 22 км/ч и преодолевать подъемы от 55 до 120% в зависимости от характера местности.

Рис. 1. Снегоход Ратрак-SW для подготовки лыжных трасс

Автомобили-снегоходы и мотонарты — общие сведения

Большое распространение получили мотонарты, способные легко преодолевать заснеженную местность и проникать в весьма труднодоступные районы. Мотонарты незаменимы в подготовке горнолыжных трасс, в горноспасательной службе.

Такие транспортные средства очень популярны среди любителей зимнего отдыха; в настоящее время в некоторых странах проводятся спортивные соревнования на таких машинах, которые способны развивать скорости до 100 км/ч. Однако такие транспортные средства нередко попадают в аварии из-за наезда на занесенные снегом препятствия.

Типичные мотонарты имеют одну гусеницу и две направляющие лыжи. Управление осуществляется с помощью наклона нарт.

Двухтактный двигатель располагается спереди и через ременный вариатор приводит гусеницу, поддерживаемую катками малого диаметра (рис. 2).

Рис. 2. Снегоход-мотонарты широкого назначения

Снегоход-мотонарты широкого назначения
1 — двигатель; 2 — топливный бак; 3 — рычаги управления; 4 — лыжи;
5 — отражатель; 6 — рычаг тормоза; 7 — рычаг дросселя; 8 — тахометр;
9 — спидометр; 10 — подвеска лыж; 11 — цепной привод; 12 — система перемены передач; 13 — гусеница; 14 и 15 — подрессоривание поддерживающих катков;
16 — поручень; 17 — поддерживающие катки.

Мощность двигателя, устанавливаемого на мотонарты, обычно равна 15-40 кВт (20-50 л. с.). Обе передние лыжи установлены на подвеске и управляются с помощью руля. Реже применяются двухгусеничные мотонарты, которые перемещаются за счет сил сцепления движителя со снегом. В этом случае управлять транспортным средством сложнее; для этого применяются некоторые из ранее описанных выше способов.

Описания и технические характеристики других автомобилей

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Другие материалы о снегоходах на сайте:
Простой колесно-лыжный снегоход на пневматиках
Самодельный гусеничный мотоцикл-вездеход
Финские сани с мотором своими руками