Простой колесно-лыжный снегоход на пневматиках

Простой колесно-лыжный снегоход на пневматиках. Самодельный снегоход своими руками Колесно-лыжный снегоход — трехопорный, с двумя задними ведущими пневматиками и одной управляемой лыжей спереди. Конструкция снегохода по сравнению с другими машинами подобного типа предельно проста, что позволяет сделать его даже в условиях домашней мастерской.

Простота же изготовления обеспечивается, прежде всего, тем, что в качестве основы конструкции использован мотоцикл «Минск». При этом силовой агрегат (двигатель с КПП), рама, топливный бак, сиденье практически не подвергались переделкам. Другие узлы, как, например, руль или задняя вилка, лишь модернизировались и подгонялись к новой конструкции.

Снегоход на пневматиках
Снегоход на пневматиках:
1 — опорно-рулевая лыжа; 2 — нижнее перо амортизирующей телескопической рулевой стойки; 3 — соединительный механизм перьев рулевой стойки; 4 — верхнее перо рулевой стойки; 5 — рулевой мостик; 6 — топливный бак; 7 — сидень; 8 — приводное колесо (пневматик,2 шт); 9 — задняя вилка; 10 — двигатель; 11 — рам; 12 — педаль тормоза; 13 — подножка; 14 — рычаг выключения сцепления; 15 — рукоятка «газа»; 16 — задний мост; 17 — узел приводной звездочки и тормозного устройства; 18 — удлинитель вилки; 19 — глушитель; 20 — удлинитель нижнего пера стойки со втулкой.

Полностью самодельные — это опорно-управляющая лыжа и колеса опорно-ведущих пневматиков. Подробное описание как конструкции, так и изготовления лыж и колес приводить не буду — это понятно из приведенных чертежей.

Задний мост тоже самодельный, но каких-то особенных конструктивных решений в нем нет, если не считать того, что он упрощен до предела. У него цельный (сварной) приводной вал (а не две полуоси, как обычно) и оба колеса ведущие (без дифференциала). Такая конструкция на скользкой заснеженной дороге заменит блокировку дифференциала, повышая проходимость. Правда, ухудшается маневренность (затруднено управление при поворотах), но для лучшего сцепления с дорогой, а точнее со снежным покровом, на управляющей лыже сделаны два боковых подреза из дюралюминиевого уголка 35x35 мм.

Задний ведущий мост с тормозным механизмом
Задний ведущий мост с тормозным механизмом:
1 — каркас колеса пневматика; 2 — наконечник приводного вала (2 шт.); 3 — подшипниковый узел (2 шт ); 4 — штифт втулки приводной звездочки (болт М8); 5 — втулка; 6 — приводная звездочка; 7 — тормозное устройство (от грузового мотороллера «Муравей»); 8 — кронштейн крепления тормозного устройства (стальная пластина) 9 — приводной вал; 10 — штифт втулки колеса (болт М8, 2 шт); 11 — вилка (от мотоцикла «Минск»); 12 — удлинитель вилки (уголок 50x50, 2 шт.); 13 — подкос (труба Ø15, 2 шт.); 14 — приводная цепь (от мотоцикла «Минск», t=15,875); 15 — тяга привода тормоза; 16 — корпус подшипника (2 шт.); 17 — подшипник 80206 (2 шт.); 18 — основание корпуса подшипника.

Ведомая (большая) звездочка цепной передачи приварена к втулке-ступице, посаженной на вал и закрепленной на нем с помощью штифта-болта. При этом необходимо, чтобы положение этой звездочки совпало с плоскостью вращения ведущей звездочки на выходном валу силового агрегата. На ведомой звездочке закреплен и тормозной барабан.

Бандаж ведущего пневматика
Бандаж ведущего пневматика:
1 — поперечный бандаж (транспортерная лента, полоса 50x6, 8 шт); 2 — продольный бандаж (транспортерная лента, полоса 160x6); 3 — крючок (стальная полоса 50x3, 16 шт.); 4 — болт М8 с двумя широкими шайбами (16 компл.); 5 — заклепка с подкладной широкой шайбой (сталь, 32 компл.).

Натяжение цепи производится перемещениями вала и закреплением корпусов его подшипников на уголковых удлинителях перьев задней вилки. Кстати, вместо амортизаторов (за неимением) на этой вилке приварил трубчатые подкосы, а амортизацию неплохо осуществляют и пневматики низкого давления.

Пневматики представляют собой камеры от колес тракторной тележки, надетые на каркасные диски и «обутые» в бандажи из транспортерных лент. Поперечный и продольный бандажи скреплены болтами, высокие выступающие стержни которых служат грунтозацепами.

Передача крутящего момента от силового агрегата к движителю — цепная с передаточным отношением 3,5 (ведущая звездочка на выходном валу силового агрегата имеет 8 зубьев, а ведомая — на заднем валу — 28 зубьев). Цепь мотоциклетная с шагом 15,875 мм. Такой же шаг зубьев и у звездочек.

А вот рулевая стойка, думаю, довольно оригинальной конструкции, по крайней мере, мне подобные не встречались. Изготовлена стойка из передней амортизирующей вилки мотоцикла «Минск». При этом у вилки оставлено только одно перо и без кожуха, а у нижнего и верхнего соединительных мостиков отрезаны за ненадобностью те части, к которым крепилось второе перо. К нижнему концу оставшегося пера приварен удлинитель из такой же трубы, а к удлинителю — поперечная втулка для подсоединения управляемой лыжи.

Поворотный узел амортизирующей рулевой стойки
Поворотный узел амортизирующей рулевой стойки:
1 — верхнее перо стойки (от мотоцикла «Минск»); 2 — ушко верхнего пера (сталь, лист s4, 2 шт.); 3 — верхний рычаг (сталь); 4 — ось (болт М8, 3 шт); 5 — нижний рычаг (сталь); 6 — ушко нижнего пера (сталь, лист s4, 2 шт.); 7 — нижнее перо стойки (от мотоцикла «Минск»); 8 — втулка (капрон, 3 шт.).

Как было сказано — передняя стойка амортизирующая, а потому ее несущая (верхняя) труба не только скользит в нижней, но и может беспрепятственно поворачиваться и даже вращаться в любую сторону. При таком положении управлять лыжей от руля, конечно же, невозможно. А чтобы это было осуществимо, пришлось изготовить переходной мостик. Мостик представляет собой несложный механизм, состоящий из двух, шарнирно соединенных между собой рычагов. Свободный конец одного рычага через приваренную проушину соединен с несущей верхней трубой, а свободный конец другого рычага — таким же образом скреплен со скользящей нижней трубой.

Мостик позволяет беспрепятственно работать амортизатору, но исключает поворот труб стойки относительно друг друга при изменении направления движения.

Максимальная скорость снегохода не превышает и 50 км/ч. Но большей ему, пожалуй, и не надо. Куда важнее для него высокий крутящий момент (тяговое усилие) на ведущих колесах, что и было обеспечено. Поскольку снегоход относительно легкий, мощности двигателя (10 л. с.) хватает для преодоления довольно крутых подъемов, а также наносов на зимней дороге и снежной целины. К тому же снегоход способен буксировать лыжника или легкие нарты с грузом до 100 кг.

Другие мотосамоделки — самодельные мотоциклы, мопеды, снегоходы

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: