Системы кондиционирования, вентиляции и отопления автомобиля
Совершенство автомобиля с точки зрения его комфортабельности невозможно без эффективной вентиляции, отопления, а при необходимости и кондиционирования (охлаждения) салона. В настоящее время, когда автомобиль стал предметом повседневного быта, уже трудно представить себе его без отопления салона. Подогрев воздуха должен быть регулируемым, причем, как правило, подогревается свежий наружный воздух. Рециркуляция воздуха в салоне автомобиля требует меньшего расхода энергии, но приводит к скапливанию влаги в салоне и к запотеванию и замерзанию окон. Большую роль также играет правильное распределение подогретого воздуха в пространстве салона.
Во всех случаях должен быть предусмотрен обдув воздухом лобового стекла для устранения его запотевания. Теплый воздух для отопления салона автомобиля подается спереди на ноги и отводится сзади у задних окон или через багажник. Часто воздух подается и на боковые окна. Поворотными направляющими жалюзи можно подавать теплый воздух, выходящий от панели приборов, в любое место салона.
Для быстрого выхода системы отопления автомобиля на рабочий режим в системах охлаждения двигателя и отопления должно быть как можно меньше воды. При холодном запуске двигателя термостат перекрывает путь потоку воды через радиатор, вода проходит только через водяную рубашку двигателя, и отопитель разогревается очень быстро.
Использовать тепло, отводимое системой охлаждения, и целесообразно и логично. Можно было бы ожидать, что этого тепла достаточно с избытком, однако при неблагоприятных условиях эксплуатации (например, в сильные морозы) его может оказаться недостаточно. Поэтому на некоторых автомобилях применяют систему отопления, функционирующую независимо от работы двигателя.
При заднем расположении двигателя возникают затруднения с подводом теплого воздуха в переднюю часть салона автомобиля. На рисунке 1 показана подобная система отопления автомобиля Фиат.
Рис. 1. Горячая вода от двигателя, расположенного сзади (Фиат Мультипла), подается вперед для обогрева ветрового стекла
Радиатор системы отопления установлен спереди и теплая вода от двигателя проходит по длинному трубопроводу под полом. Поэтому у автомобилей с задним расположением двигателя предпочтительно применять независимую систему отопления.
Принцип действия независимой бензиновой системы отопления Эберспехер показан на рисунке 2.
Рис. 2. Схема независимой бензиновой системы отопления автомобиля Эберспехер В2
А — предкамера; В — камера сгорания;
1 — выпускная горловина; 2 — датчик термовыключателя; 3 — термовыключатель;
4 — электромагнитный клапан; 5 — редукционный клапан; 6 — коробка предохранителей;
7 — вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания; 8 — электропривод вентилятора;
9 — вентилятор подачи свежего воздуха; 10 — сито в камере; 11 — боковой канал подвода воздуха;
12 — впускной патрубок воздуха на горение; 13 — соединительный канал;
14 — наружная кольцевая камера; 15 — теплообменник; 16 — внутренняя кольцевая камера;
17 — кольцо «безопасности»; 18 — топливная форсунка; 19 — свеча воспламенения;
20 — выпускная трубка; 21 — пол автомобиля; 22 — сито.
Черные стрелки обозначают поток воздуха для отопления, штрихованные — поток воздуха на горение.
В центре отопителя расположена камера сгорания, в которую с помощью центробежного разбрызгивателя подводится топливо. Продукты сгорания бензина отводятся через герметичный канал в атмосферу. Свежий наружный воздух для отопления нагревается о наружные стенки камеры сгорания, не соприкасаясь с пламенем, и остается чистым и без запаха. В этом случае с помощью независимой системы отопления автомобиль можно прогреть и перед поездкой и во время длительной стоянки. Теплый воздух из системы отопления можно использовать для прогрева двигателя перед запуском в холодное время.
Зимой и летом необходимо как следует проветривать салон автомобиля. Вентиляция должна быть полностью регулируемой и без сквозняков. Обеспечить совершенную систему вентиляции гораздо труднее, чем это кажется на первый взгляд. При быстрой езде воздух проникает через открытые окна слишком сильным и быстрым потоком, что неприемлемо. В связи с этим необходимо обеспечить эффективную вентиляцию салона и при закрытых окнах. Для этого используется скоростной напор; воздух забирают под лобовым стеклом или непосредственно перед автомобилем. Часто для этой цели используют вентилятор. Отбор воздуха должен производиться достаточно высоко над дорогой, чтобы в салон не проникала пыль или неприятные запахи. У автомобилей высокого класса этот воздух проходит через специальный воздухоочиститель.
В жарких странах воздух в салоне автомобиля приходится охлаждать. Принцип охлаждения чаще всего такой же, как и используемый в компрессорных холодильниках высокой производительности с воздуховоздушным теплообменником. Холодильная система достаточно сложна и габаритна, ее часто располагают за задними сиденьями. Стенки кузова следует при этом хорошо теплоизолировать, чтобы снизить теплообмен с окружающей средой.
Фреоновая холодильная система состоит из компрессора, который подает сжатый фреон в конденсатор, располагаемый около водяного радиатора системы охлаждения. В конденсаторе газ конденсируется и отводится в бачок, в котором имеется предохранительный клапан, а иногда и фильтр. Затем жидкий фреон через редукционный клапан, где давление фреона снижается до необходимой величины, поступает в испаритель. В испарителе фреон испаряется, отбирая тепло охлаждаемого воздуха. Испаритель может быть установлен в картере отопителя или же за задними сиденьями. В привод компрессора входит электромагнитная муфта выключения. Ею можно управлять вручную или с помощью термостата, т. е. автоматически, чтобы осуществлять регулирование температурного режима в салоне.
В теплых странах охлаждение воздуха в салоне автомобилей получило широкое распространение, несмотря на достаточно дорогостоящее оборудование.
Рис. 3. Система кондиционирования крупных грузовых автомобилей устанавливается в качестве самостоятельной установки на крыше кабины
Очень часто кондиционирование воздуха применяется в автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для дальних междугородных перевозок. В этом случае все оборудование может быть смонтировано в одном шкафу, который устанавливают на крыше кабины, как показано на рисунке 3. Привод компрессора кондиционера в этом случае всегда бывает электрическим.
Еще об устройстве, ремонте, обслуживании и эксплуатации автомототехники
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |
Другие материалы о кондиционировании, отоплении и вентиляции автомобиля на сайте: |
|
---|---|
• | Как правильно пользоваться кондиционером в машине |
• | Как заменить салонный фильтр самостоятельно |
• | Переделка системы отопления салона автомобиля «Нива». Замена крана отопителя салона автомобиля «Нива» |