Гаечные ключи для автомобиля — размеры, виды гаечных ключей, как определить размер гаечного ключа

Гаечные ключи для автомобиля: размеры и виды, как определить размер гаечного ключа Даже человеку, далекому от техники, нередко приходится отвинчивать-завинчивать винты, болты, гайки (метизы — так сокращенно часто называют эти металлические изделия) предназначенным для этого инструментом — гаечными ключами. На каждом ключе нанесен размер его рабочей части, попросту — зева. Но соответствующая ему величина — размер под ключ, — обозначаемая в технических справочниках буквой S (расстояние между противоположными параллельными гранями на гайке, головке болта или винта), не указана ни на одной крепежной детали. Нет, как правило, этих данных и в прилагаемых к какой-либо технике инструкциях по эксплуатации и ремонту даже в обозначениях и на чертежах, хотя другой информации о крепежных деталях в них предостаточно: указывается и размер резьбы, и ее шаг, иногда длина и даже вид термической обработки, нередко и момент затяжки. Но в основном эти данные — конструктивные, и нужны они для изготовления деталей. При регулировочных же, ремонтных или сборочных работах вышеперечисленные параметры резьб, кроме последних, оказываются невостребованными. Для механика гораздо важнее знать, с каким размером зева нужен ключ для головки того или другого винта или болта и гайки (или, как говорят профессионалы, — «ключ на сколько»).

Стандартный болт (винт)
Стандартный болт (винт).

Когда гайка или головка болта находится на виду и в легкодоступном месте, то определить, «на сколько» потребуется ключ, не составит труда — поднаторевший технарь распознает это на взгляд, а малоопытный может «вычислить» с помощью штангенциркуля или путем подбора ключей: с двух-трех раз это обычно сделать удается.

Если же крепежная деталь находится в труднодоступном месте, да еще «за глазами» (что бывает очень часто), то определять размер головки метиза «под ключ» приходится на ощупь, когда даже профессионал может легко ошибиться. Беды не случится, если мастер попытается работать ключом поменьше — тот попросту не налезет на головку. Если же ключ окажется велик, то «срезать» им ребра головки, как говорится, пара пустяков. Кроме того, что деталь будет непоправимо испорчена, — потом отвинчивание крепежа даже специальным инструментом составит немалую проблему.

Для определения размера «под ключ» «за глаза» имеет смысл обратиться к информации о резьбе крепежной детали, указанной в инструкции. Ведь по ГОСТу каждой резьбе соответствуют два близких размера головки крепежной детали «под ключ»: основной и уменьшенный, причем разница в их значениях небольшая. В среднем же — размер «под ключ» примерно в 1,5 раза больше наружного диаметра резьбы (см. таблицу 1) и на него уже можно ориентироваться.

Таблица 1. Соответствие размеров крепежной детали «под ключ» ее номинальному диаметру метрической резьбы
Номинальный диаметр метрической резьбы 4 5 6 8 10 12 16 20 22 24 30 36 42 48
Размер под ключ S осн. 7 8 10 13 17 19 24 30 32 36 46 55 65 75
S умен. 12 14 17 22 27 32 41 50 60 70

И хотя уменьшенный размер под ключ назначается конструкторами реже, чем основной, пробовать отворачивать крепеж «за глаза» надо по вышеуказанным причинам все же меньшим ключом: если он не налез, тогда смело можно работать ключом, соответствующим основному размеру — он не сорвется (конечно, при условии, что крепеж не заржавел). Ключи обычно тоже выполнены по этому же принципу: на одном его конце зев (открытый — у рожковых, закрытый — у торцовых и кольцевых ключей) соответствует основному размеру головки крепежной детали, на другом — уменьшенному. Из этого ряда выпадают лишь комбинированные гаечные ключи, у которых на обоих концах зев одного размера, только один открытый, а другой закрытый (круговой), да ключи разводные.

Размеры и виды гаечных ключей

Двойной рожковый гаечный ключ
Двойной рожковый гаечный ключ.

Двойной кольцевой (накидной) изогнутый ключ
Двойной кольцевой (накидной) изогнутый ключ.

Двойной торцовый изогнутый ключ
Двойной торцовый изогнутый ключ.

Двойной торцовый трубчатый ключ
Двойной торцовый трубчатый ключ.

Комбинированный (рожковый и накидной) ключ
Комбинированный (рожковый и накидной) ключ.

Комбинированный трубный ключ
Комбинированный трубный ключ.

При работе с крепежными деталями для их сохранности инструмент имеет важнейшее значение, поэтому пользоваться следует только исправными ключами: зев у них не должен быть расширенным, а губки смятыми. Гаечные ключи с такими дефектами надо изымать из рабочего комплекта. К тому же с виду похожие инструменты значительно разнятся по качеству металла, профилю губок. Последнее условие напрямую влияет на распределение усилий на грани и ребра метизов.

Обычные головки ключей:   Головки ключей с динамическими профилями:
а — торцовые; б — накидные
Усилия на грани и ребра крепежных резьбовых деталей от торцовых (а) и накидных (б) ключей с разными внутренними профилями
Усилия на грани и ребра крепежных резьбовых деталей от торцовых (а) и накидных (б) ключей с разными внутренними профилями:
I — сосредоточенные; II — распределенные.

Крепежные детали рассчитаны на определенный момент затяжки при сборке изделия. Однако зачастую усилия при разборке, особенно «прикипевших» или приржавевших резьбовых соединений многократно его превышают. В этих случаях лучше использовать соответствующие торцовые или кольцевые (профессионалы их называют накидными) ключи, а не рожковые. Тем более нельзя использовать разводной ключ, так же как и при откручивании небольших (меньше S10) гаек, болтов и винтов.

Плоскогубцы для малых гаек
Плоскогубцы для малых гаек.

Если ребра крепежной детали сильно повреждены коррозией или по какой-то причине оказались «закатанными», для того, чтобы все же отвернуть ее, надо сточить грани под ключ на «номер» меньше. Затем, пропитав резьбовое соединение специальной жидкостью (или, в крайнем-случае, керосином) для размягчения ржавчины и выждав время, снова попытаться отвинтить деталь. Еще один способ (но не последний) отвернуть болт или винт с поврежденной головкой — сделать шлиц между противоположными гранями под сильную отвертку и попробовать выкрутить крепеж этим инструментом. И наконец — использовать для этого трубный ключ. Кстати, в номенклатуре последних есть сейчас и такие, которые не повреждают грани и ребра крепежных деталей даже при больших моментах откручивания. Для небольших гаек можно использовать специальные плоскогубцы.

Когда наладкой и ремонтом одной и той же техники (например, личный автомобиль) приходится заниматься регулярно, то будет полезным составить таблицу размеров под ключ крепежных деталей основных регулируемых узлов, посвятив этому специальное время или по мере обращения к регулировке того или иного механизма или агрегата.

В таблице 2 указаны размеры под гаечный ключ основных и регулировочных резьбовых соединений для автомобиля ВАЗ-2105.

Таблица 2. Некоторые крепежные детали и их размеры «под ключ» в автомобилях ВАЗ
Наименование агрегатов и крепежных деталей Резьба крепежной детали Размер «под ключ»
Двигатель, трансмиссия
Винт крепления кожуха маховика М6 10
Гайка крепления распределителя зажигания М8 13
Гайки крепления клапанной крышки М6 10
Винт крепления поддона картера М6 10
Болт и гайка хомута глушителя М8 13
Винт крепления поддона картера коробки передач М6 10
Гайка натяжения ремня вентилятора помпы, генератора М10 17
Гайки крепления крышки головки цилиндров М6 10
Гайка клеммы аккумулятора М6 10
Гайка кронштейна крепления аккумулятора М8 13
Рулевое управление, тормоз, подвеска, колеса
Корончатая гайка крепления пальца рулевой тяги М10 17
Болт муфты рулевых тяг М8 12
Гайка болта муфты рулевых тяг М8 13
Гайка и контргайка регулировки ручного тормоза М8 13
Гайка шпильки крепления нижней шаровой опоры М8 13

Поскольку речь зашла об автомобилях и гаечных ключах для автомобиля, то стоит отметить, что на особом счету в инструментальном комплекте «Жигулей» (да и других машин) так называемые «баллонный» «на 19» и «свечной» «на 21» гаечные ключи.

Первый выполнен достаточно своеобразно и выделяется из всего набора гаечных ключей. Его узнает даже тот, кто мало знаком с техникой: он колпачковый, с загнутой рукояткой-рычагом, конец которой выполнен в форме жала отвертки. Когда-то с помощью этого ключа снимали хромированные колпаки колес, которые на современные машины уже не ставят. Будет целесообразно его немного заточить и таким образом заиметь в комплекте сильную отвертку. Кроме откручивания-закручивания колесных болтов, этим ключом можно пользоваться и при работе с другими соответствующими крепежными деталями. При необходимости колесные болты можно отвернуть и обычным (накидным и даже рожковым) ключом «на 19».

Второй — «свечной» ключ по виду похож на подобные торцовые трубчатые ключи с таким же диаметральным отверстием под вороток. В нем даже сохранено соотношение 1,5 диаметра отворачиваемой резьбы (14 мм) к расстоянию между противоположными гранями ключа (21 мм). Если опять обратиться к таблице 2, то станет понятно, что ключ нестандартный, а специальный и другого гаечного ключа с таким же размером в комплекте нет. Резьба же на свече хотя и стандартная (14x1,25), но относится к числу нерекомендуемых.

И еще об одном гаечном ключе — обычном рожковом «на 10». Этот ключ, как и огнетушитель, лучше всегда держать «под руками» — так как им отворачиваются гайки аккумуляторных клемм. Ведь при необходимости, например, при коротком замыкании в электрической цепи или (что сейчас тоже стало актуальным) для выключения ни с того ни с сего сработавшей сигнализации (если брелка она не «слушается»), это надо сделать очень быстро.

Следует отметить, что в автомобильном инструментальном комплекте имеются гаечные ключи далеко не под все размеры крепежных деталей. Поэтому, когда надо лезть под машину (на яме или эстакаде), не лишним будет проверить, все ли необходимые инструменты прихвачены с собой, иначе придется вылезать из-под нее ни с чем. То же самое надо сделать, собираясь разобрать для ремонта или профилактики какой-то узел или агрегат. К тому же очень часто для разборки узлов без повреждений требуются какие-то универсальные и даже специальные приспособления. Не будь всего этого, разборка может оказаться невозможной или даже напрасной.

Один примечательный момент: крепежные детали с размером «под ключ» «на 13» появились в нашей стране вместе с автомобилем «Жигули», прототипом которого, как известно, был итальянский ФИАТ-124. С их появлением утратили позиции метизы с размерами под гаечный ключ «на 12» и «на 14».

А. Полянский.

Еще о ремонте, обслуживании и эксплуатации автомобилей

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: