Редуктор для снегохода-аэросаней
Конструкторы аэросаней знают, что соединять напрямую коленчатый вал двигателя и воздушный винт невыгодно: слишком высокие обороты двигателя не дают возможности использовать аэродвижитель в оптимальном режиме. Для уменьшения оборотов винта самодеятельные конструкторы используют цепные редукторы, плоскозубые ремни, многоручьевые клиноременные передачи. Можно встретить и наиболее надежные и компактные одноступенчатые шестеренчатые редукторы. Как правило, однако, они довольно сложны. Наиболее простую конструкцию редуктора для снегохода удалось разработать одному из энтузиастов самодеятельного «аэросанестроения» из города Чайковского Пермской области М. Псареву. О технологичности его механизма говорит хотя бы то, что он «выпускался» своеобразной микросерией — был повторен, по крайней мере, пять раз. Сегодня мы знакомим вас с чертежами и технологией изготовления этого редуктора для снегохода-аэросаней.
Одноступенчатый редуктор для снегохода с косозубыми шестернями ПВ-1 (рис. 1) предназначен для работы в паре с двигателями типа М-72 и К-750. Его передаточное отношение 1,9.
Рис. 1. Редуктор ПВ-1 для снегохода-аэросаней. |
Корпус механизма состоит из крышки и картера, отлитых из алюминиевого сплава. Я, в частности, для этого расплавил в самодельной вагранке поршни и картеры старых двигателей. Отливка производилась по деревянным моделям в песчаную форму. Сами модели просты — они собирались из фанеры на столярном клее и гвоздях с последующей пропиткой олифой и окраской эмалью. Точно так же были отлиты и крышки подшипниковых узлов.
Шестерни редуктора — от коробки передач автомобиля «Волга». Для ведущей подошло зубчатое колесо от первичного вала коробки с числом зубьев Z=15. Ведомое имеет 29 зубьев. К валам шестерни прикрепляются электросваркой.
Обработка корпуса редуктора для аэросаней начинается с взаимной подгонки крышки и картера. После этого разделываются отверстия, болтами М6 детали соединяются друг с другом. Далее картер устанавливается в трехкулачковый патрон токарного станка (по диаметру 228 мм) и плоскость разъема торцуется до размера 109 мм. После окончательной подгонки крышка картера крепится к последнему восемью болтами.
Следующая операция — обработка отверстий под подшипники. Для этого в собранном корпусе на том же токарном станке просверливается сквозное отверстие, после чего в крышке растачивается посадочное место под подшипник первичного вала. Далее крышка снимается, и в корпусе протачиваются отверстия под подшипник и сальник. Остается отторцевать внутреннюю стенку картера, отстоящую от плоскости разъема на 43 мм.
Для обработки посадочного буртика (Ø228 мм) придется выточить оправку — цилиндр с внешним Ø46 мм. На оправке картер закрепляется болтом либо поджимается вращающимся центром задней бабки.
Дальнейшую обработку картера необходимо производить в четырехкулачковом патроне токарного станка. Зажимать в нем деталь следует таким образом, чтобы расстояние между осью уже разделенного отверстия и осью вращения патрона составляло 74,6 мм (межцентровое расстояние для зубчатой пары). Последовательность операций при расточке отверстий под подшипники и сальники практически та же, что и для вторичного вала.
Изготовление остальных деталей и сборка редуктора для снегохода вряд ли вызовут особые затруднения.
Другие мотосамоделки — самодельные мотоциклы, мопеды, снегоходы
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: |