Обзорность автомобиля

Дата публикации: 7 ноября 2016 г.

Обзорность автомобиля

Для обеспечения эксплуатационной безопасности автомобиля водителю необходимо хорошо видеть дорогу и обстановку перед автомобилем и позади него. Для современных форм кузова характерен низкий капот, который улучшает обзор дороги перед автомобилем. При стремлении снижения линии капота иногда отказываются от переднего расположения двигателя; в этом отношении преимущества имеют автомобили с задним расположением двигателя. При переднем расположении двигателя линию капота удается снизить наклоном цилиндров рядного двигателя и применением горизонтальных карбюраторов. У V-образных двигателей возникают затруднения с размещением карбюратора с воздухоочистителем. Применение системы впрыска бензина позволяет существенно снизить высоту V-образного двигателя.

Поперечное расположение рядного двигателя и максимально близко к переднему мосту также позволяет улучшить обзорность перед автомобилем. При этом высоту радиатора системы охлаждения можно снизить, направив поток жидкости в поперечном направлении или применив отдельный бачок с запасом охлаждающей жидкости. В закрытых системах охлаждения этот бачок часто служит в качестве расширительного.

Чтобы не ухудшать обзорность, передние стойки кузова должны быть как можно более узкими. Кроме того, должна быть необходимая обзорность вверх на огни светофора и другие световые сигналы. С точки зрения безопасности недопустимо, чтобы лобовое стекло находилось слишком близко от лица водителя. Поэтому в современных автомобилях применяют криволинейные лобовые стекла, которые плавно переходят в крышу.

Обзорность в стороны обеспечивают увеличением площади боковых стекол. В современных автомобилях стремятся не только увеличить высоту стекол, но и опустить их нижнюю кромку. С точки зрения обзорности из автомобиля желательно, чтобы боковые стекла отделялись от заднего лишь узкой стойкой. Обзорность назад тоже очень важный параметр автомобиля; ее обеспечение — достаточно сложная задача. В особенности это относится к спортивным машинам, у которых крыша, как правило, очень плавно опускается вниз, а затем отвесно обрывается почти вертикальным задком, так что обеспечение обзорности назад у них трудноразрешимая проблема. Большое окно при отвесном расположении обеспечивает для обзорности только узкую щель и сразу за автомобилем ничего не видно. Кроме того, большое отвесное окно зимой заносится снегом; и даже если оно только мокрое, то практически становится непрозрачным. Для улучшения обзорности назад применяют зеркала заднего вида, закрепляемые на крыльях, а на заднем стекле устанавливают стеклоочиститель.

В низких автомобилях GT с задним расположением двигателя, имеющих большие задние окна, обзорность назад очень плохая (рисунок 1).

Рис. 1. Обеспечение необходимой обзорности для низкого спортивного автомобиля, особенно назад, является достаточно сложной проблемой

Обеспечение необходимой обзорности для низкого спортивного автомобиля

Проблему обзорности назад пытались решить с помощью жалюзи на капоте, расположенного сзади двигателя, как у старой Татры 87. Однако это можно рассматривать скорее как дань моде, нежели как действенную меру. Иногда вместо установленного перед водителем зеркала заднего вида используют перископы над крышей, которые, к сожалению, увеличивают лобовое сопротивление автомобиля. В автомобилях исполнения «люкс» иногда устанавливают телеэкран, с помощью которого водитель, может наблюдать за тем, что происходит позади автомобиля.

В отдельных случаях для улучшения обзорности пытаются застеклить нижнюю часть дверей подобно тому, как это делается в автобусах. С точки зрения безопасности такая мера достаточно труднореализуема. Наличие больших застекленных поверхностей создает серьезные затруднения для дизайнеров автомобилей, в меньшей степени это относится к обычным грузовым автомобилям, в большей — к кузовам спортивных автомобилей. Постоянно возрастает применение безопасных стекол, установка которых с боков и сзади уже разрешена. Для смягчения удара головой о лобовое стекло стремятся использовать его упругую и пластическую деформацию. Это требует особого исполнения стекла, склеенного из нескольких слоев.

Закаленные стекла при ударе раскалываются на множество мелких кусочков со скругленными кромками, которые не могут нанести тяжелой травмы. Недостатком таких стекол является то, что они при ударе камнем не высыпаются, а полностью растрескиваются и совершенно теряют прозрачность. Это крайне опасно для водителя, если удар происходит при движении автомобиля с высокой скоростью. Поэтому в некоторых случаях перед водителем оставляют участок незакалённого стекла, через который водитель может видеть дорогу впереди в случае крайней необходимости.

Большими достоинствами обладают клееные многослойные стекла. Между слоями стекла имеются упругие (пластичные) слои. Если такое стекло разбивается, то осколки остаются на промежуточном слое, тем самым снижается опасность пореза стеклом, а само стекло служит препятствием от выпадения пассажиров из автомобиля при аварии. Неоднократные примеры подтверждают преимущества таких стекол по сравнению с теми, которые выпадают целиком после сильного удара.

В раздел «Разное, полезные советы автомобилистам»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Другие материалы на сайте на эту тему:
Как недопустить обмерзание лобового стекла, как удалить лед с замерзшего лобового стекла
Безопасная езда по скоростной трассе
Что делать, если разбилось лобовое стекло