Самодельный сигнализатор включения фар

По новым правилам дорожного движения в целях безопасности водители автотранспорта (особенно при езде за городом) должны включать днем фары. Однако выключить их после остановки частенько забывают. Если стоянка продолжительная, аккумулятор изрядно разряжается. В целях предупреждения такой неприятности предлагаю несложное устройство, которое сигнализирует, что фары остались включенными при остановленном двигателе, а также индицирует включение поворотников. Устройство содержит звуковой генератор на транзисторах (VT1, VT2) и пороговое реле (К1, VD1).

Самодельный сигнализатор включения фар. Устройство, сигнализирующее, что фары автомобиля остались включенными
Рис. 1. Принципиальная электрическая схема сигнализатора включения автомобильных фар.

Пороговое реле срабатывает при напряжении на фарах (более 13 В), то есть когда двигатель работает. Когда двигатель выключен, пороговое реле «отпускает» и своими нормально замкнутыми контактами К1 1 включает сигнализатор, разумеется, когда фары включены.

Звуковой генератор представляет собой несимметричный мультивибратор. В коллекторную цепь мощного транзистора VT2 включена динамическая головка сопротивлением 4 — 8 Ом.

Цепи управления подключены к «+» питания мультивибратора через развязывающие диоды VD2—VD4. Напряжение управления подается с проводов, идущих на передние лампочки сигнализации поворотов, которые на любом автомобиле легко обнаружить визуально (не следует подключаться к самим лампочкам — это ненадежно). Управляющее напряжение от фар лучше всего брать с реле, с помощью которого они включаются. Например, на автомобиле ВАЗ-2106 это реле находится на правом борту «брызговика» в двигательном отсеке. Верхнее реле РС527 включает фары ближнего света, а нижнее — дальнего. Проводник, идущий к фарам от реле, находится в центре выходящего из реле жгута проводников (он красного цвета). Имея тестер или контрольную лампочку (светодиод), можно легко обнаружить его при включении фар.

Все детали сигнализатора смонтированы на печатной плате, выполненной «разрезным» способом. На такой плате легко заметить ошибку при монтаже и возможную неисправность, зачастую не прибегая к контрольным приборам.

Печатная плата сигнализатора
Рис. 2. Печатная плата сигнализатора.

Плата вместе с динамиком размещена в пластмассовой коробочке (например, от рыбацких принадлежностей). Коробочку удобнее всего установить под капотом, рядом с электродвигателем стеклоочистителя.

Схема подключения реле к бортовой сети автомобиля
Рис. 3. Схема подключения реле К1 к бортовой сети автомобиля без применения порогового реле.

Если требуется, чтобы сигнализатор работал при включении фар ближнего и дальнего света, то следует поставить еще один развязывающий диод и подать через него напряжение с реле включения этих фар.

Детали. Транзисторы VT1—МП42Б (КТ361Б), VT2—КТ815Б (КТ817Б), реле К1—РЭС55А (паспорт 0302) или любое другое срабатывающее при напряжении 2,5—3,5 В и токе — не более 20 мА. Диоды VD2—VD4—КД106А, Д226, fl7, fl220, VD5—Д9Д (КД521). Резисторы — ОМЛТ-0,125, конденсатор — любой неполярный емкостью 0,068—0,1 мкФ, динамик ВА1 — мощностью от 0,1 до 1 Вт. На транзисторе VT2 следует установить радиатор размерами 20x20 мм.

Настраивают сигнализатор резистором R4, добиваясь «комфортного» звучания.

Поскольку напряжение на аккумуляторе может меняться в широких пределах, для большей надежности устройства пороговое реле лучше исключить, а обмотку реле К1 подключить к бортовой сети после замка зажигания. Выключено зажигание — нет напряжения. Точка подключения реле К1 находится под капотом двигателя на входе регулятора напряжения. Для ВАЗ-2106 — вывод 15. Нормально замкнутые контакты К1 подключаются к фаре.

А. Партин, Л. Партина, г. Екатеринбург.

Еще о ремонте, обслуживании и эксплуатации автомобилей

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: